Инструменты выравнивания налоговой нагрузки

7 сентября, 2020 Posted by Без рубрики 0 thoughts on “Инструменты выравнивания налоговой нагрузки”
  1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НАРУШИТЕЛЕЙ

В последние годы стал очевиден курс государства на создание максимально благоприятных условий для добросовестных налогоплательщиков, что позволит снизить уровень внимания к ним со стороны налоговых органов и сконцентрироваться на нарушителях налогового законодательства. Поэтому описываемое ниже предложение актуально как никогда. Начнем наше изложение с высказывания Ульяма Петти: «…людей раздражает тот факт, что они платят налогов больше, чем их соседи». Отсюда напрашивается утверждение, что налоговая нагрузка и сама величина налогового бремени — не праздный интерес, а реальная экономическая категория, которой интересуются все. Не только налоговики.

Налогоплательщик должен четко знать свои права, предоставленные законодателем для возможного применения более льготного налогообложения, но в допустимых рамках.  Незнание законов – не освобождает от их ответственности. Вернее отметить, не знание «лечит, учит уплаченным рублем».  Повсеместно «грамотные» богатеи, стремятся оформлять автомобили, дома на фирмы или на льготников — своих родственников. Понятно, что моральных установок они лишились  ещё при достижении планки первого заработанного миллиона, и ведь к каждой сделке покупки недвижимости или автомобиля – не приставишь контролера. Нереально. Безусловно  объяснимы их стремления сэкономить на налогах, но не за счет же соседа. Как отметили в своей книге Луи Верней и Жорж Берр: «Хитрецы обкрадывают нас… Приходится отыгрываться на дураках… Те, кто не знает законов, расплачиваются за тех, кто знает законы слишком хорошо». Он, и подсказал мысль о поиске персоны — реального помощника в уравнивании налоговой нагрузки. Вычислить незаконного «ловкача» и внести некое подобие справедливости в налогообложении сможет только информатор, при надлежащем стимулировании, конечно. Безусловно, это новация для российской практики налогового администрирования. В принципе, решение этой проблемы уже давно найдено  западногерманскими коллегами – метод отработки доноса «доброжелателя». Но там этот донос делается для удовлетворения чувства справедливости. И он эффективен лишь в случае доверия рядового налогоплательщика своему правительству. Что в нашей российской действительности, увы — далекая перспектива.

Поэтому, в России более подходящая мотивация информаторов – экономическое поощрение. Выявление налоговых «уклонистов» по принципу: сообщил – получил вознаграждение. Важен сам факт, что информацию примут к рассмотрению и за её представление положено по Закону конкретное вознаграждение, пусть даже небольшое. Из желающих отомстить своему бывшему работодателю, или неудобному соседу отбою не будет – выстроится очередь.

Коллеги из другого силового ведомства — МВД РФ (ГИБДД), в своей профилактической работе уже пятый год практикуют выплату вознаграждения владельцам передвижных станций контроля превышения скорости. Причем за каждый зафиксированный и оформленный факт нарушения: от 250 рублей за каждый оплаченный штраф. Сотрудничество оказалось весьма взаимовыгодным: снижение аварийности на опасных участках  – для государства; получение денежного вознаграждения за затраченное личное время и средства вложенные в приборы – со стороны информатора. Это уже сложившаяся каждодневная практика – выплата по концессионному соглашению в соответствии с ФЗ-115 от 21.07.05г. Предлагается, внедрить подобную практику в ФНС и внести на следующий год коррективы в бюджет ФНС РФ на выплаты информаторам, для начала миллионов на 10. Сумма не столь значительна для масштабов страны и реальной «эпидемии» минимизации налогов.

 

  1. ГЛОБАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ВЫРАВНИВАНИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ — ОТМЕНА ЛЬГОТ

Журналисты очень часто применяют методику нагнетания психоза вокруг проблем малого бизнеса по причине чрезвычайно высокого корпоративного налогового бремени, примитивным инструментом – сложением процентов всех налогов в общую сумму. Кривят истиной — но что не сделаешь  ради рейтинга. Истина в статистике – реальная налоговая нагрузка производительных компаний редко достигает планки в 10%.

Каждый налог имеет свою базу исчисления, и очень часто исчисленные налоги (транспортный, социальный и прочие налоги) уменьшают налоговую базу по главному налогу — на прибыль организации. Расчет налогов — это сложный математический алгоритм, понятный лишь бухгалтерам и налоговикам. Ряд предпринимателей вообще не желают вникать в суть налогообложения, пользуются слухами и внешними рецептами минимизации. Очень давно,  ещё в  эпоху Б. Ельцина, Госдума привнесла в налоговые законы страны — спецрежимы. Столь  глобальную либерализацию в налогах (продолжающуюся и ныне !!!) бизнес-сообщество приняло на ура, и стало применять повсеместно. Причем без разбора – лишь бы меньше платить налогов.  Как ни парадоксально, но простой рецепт получения адекватных налоговых доходов из реального сектора экономики лежит на поверхности: это повсеместное выравнивание налоговой нагрузки в бизнесе, посредством низложения спецрежимов. Налоги должны платить все — по общим правилам, без всяких исключений. При этом,  не нужно писать новых законов, придумывать новые налоги, повышать ставки – просто исключить из НК РФ все «специальные налоговые режимы». Именно все, а не только ЕНВД.  Ведь из-за их наличия (УСН, ЕНВД…) существенно разнятся налоги бизнесменов, причем, на законных (без кавычек) основаниях. Здравый расчет предпринимателя платить меньше налогов, побуждает его намеренно уменьшать размеры бизнеса загонять его под критерии «малого» — «дробить» на части. Зачем вкладываться в производство, когда можно успешно торговать импортом, и получать те же финансовые результаты.

Увеличенные втрое поступления от налогов – реалии, основанные на расчетах. Робкую попытку законодатель пытается сделать в 2021 году, исключив ЕНВД из практики налогообложения. Весьма справедливая новация, но запоздалая. Суммарная налоговая нагрузка в 1% от оборота при ЕНВД – это не налоговое бремя, а так — «комариный укус». И вместе с тем, это было и есть возможность легализовать доходы, обналичивать средства с банковских счетов. Рассматриваем далее. Налогоплательщики на  15-ти процентной «упрощенке» тоже не слишком от них далеко ушли — в целом платят минимальные 1,5-2 % от объемов реализации. И тоже на законных основаниях. Отметим, что столичные законодатели (а ЕНВД — местный налог), за всю 20 летнюю историю его существования — ни разу не вводили его в практику.

Следует вывод: Полагаем,  что надлежит идти дальше в совершенствовании налогового законодательства в уравнивании налоговой нагрузки на бизнес и вовсе исключить из текста НК все специальные налоговые режимы.-

Это нужно российской экономике — для того, чтобы побудить и «заставить» финансы работать в производственном секторе экономики. Без «бабушкиных» оговорок и исключений! И чем раньше это произойдет, тем лучше для общего дела. Кризис экономики, связанный с эпидемиологической обстановкой показал истинную картину.  Как ни странно, производственники, с высокой налоговой нагрузкой ( с НДС) продолжают жить и работать, а малый бизнес, обосновавшийся в сегменте услуг и торговли, столь любимый журналистами — попросту «сдулся». Вот вам и реальный фильтр – что нужно экономике, а что «не очень нужно». Сейчас самое время для экспериментов, поскольку про состояние экономики уместно привести шутку медиков: «больная скорее мертва, чем жива».

 

О.В. Скворцов, к.э.н., референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, 512007@mail.ru, Ст. государственный налоговый инспектор отдела «Налогообложение юридических лиц» УФНС России по Рязанской области